Школа молодого педагога

Шишкина 

Галина Феоктистовна

ОРГАНИЗАЦИЯ   НАСТАВНИЧЕСТВА  В ШКОЛЕ

Молодой учитель пришёл в школу. Как бы хорошо ни был подготовлен он к работе, становление его мастерства проходит на практике. Именно в первые годы работы интенсивно формируются те качества, которые впоследствии определят степень мастерства учителя. Задача опытных педагогов – проявляя тактичность, человеческую и профессиональную мудрость, оказать поддержку молодому специалисту, а администрации школы – организовать систему помощи начинающим учителям в приобретении практического опыта.

Педагог – наставник должен всячески способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлечь его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он призван воспитывать в нём потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

— на требования к организации учебного процесса;

— требования к ведению школьной документации;

— формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

— практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности ( подготовка, проведение и анализ урока, формы, методы и приёмы обучения, основы управления уроком и т.д.);

— разработки программы собственного профессионального роста;

— выборы приоритетной темы для самообразования;

— подготовки к первичному повышению квалификации;

— освоение инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

— подготовка к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Наша школа молодого учителя работает второй год. В её состав входит 6 учителей. Работу начинаем с анкетирования. Первая анкета оценивает отношение к проблеме профессиональной адаптации и роста молодого учителя. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Проанализировав анкеты, составляем план работы, включая все сферы деятельности педагога: и как учителя – предметника, и как классного руководителя. Обязательно включаем часы психолога: «Как быстрее адаптироваться в современной школе», «Практикум по решению педагогических ситуаций». Проводим круглый стол «Основные проблемы молодого учителя», семинар – практикум «Эффективность урока – результат активной деятельности учащихся», практические занятия «Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке».

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Стремясь к неформальному подходу в руководстве молодыми специалистами: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь, необходимо формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодёжью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, обмениваются опытом, мнениями.

В нашем учебном заведении помимо школы молодого учителя,  которая осуществляет общее руководство молодыми учителями,есть ещё предметное наставничество. Учителя – предметники помогают своим молодым коллегам составить программу по предмету, быстрее её освоить, дают рекомендации по календарному и поурочному планированию, посещают и обсуждают их уроки, помогают советом.

Молодые учителя принимают участие в психологических тренингах, деловых играх, диспутах, конкурсах, круглых столах, защищают свои творческие работы, дают открытые уроки.

Практически все наши молодые специалисты являются классными руководителями, поэтому заместителем директора по воспитательной работе были проведены следующие занятия: «Проектировочная деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы», «Как подготовить и провести классный час».

Положительно зарекомендовала себя такая нетрадиционная форма работы, как проведение аукциона педагогических идей. Учителя отмечают для себя всё интересное, что они хотели бы применить в своей работе. Возникающие вопросы решают вместе с учителями – наставниками. Молодёжь и опыт помогают друг другу.

Вся эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего учителя в образовательную педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, укрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию, растёт их профессионализм.

Для каждого учителя создана папка – портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические идеи, находки, достижения, разработки уроков, классных часов, анкеты и т. д.

 

Это даёт возможность увидеть динамику профессионального роста молодого учителя, свидетельствует о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечает его потребности в практической самореализации. Кроме того, всё это можно использовать и как форму полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации.

Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя  формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности  начинающего педагога

( проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического). Поэтому можно выстроить деятельность с молодыми специалистами в 3 этапа:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной, проектировочный. Наставник разрабатывает и организует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

 Шишкина Г.Ф.

учитель французского языка 

1 квалификационной категории

 

 

Советы молодым

Вадим Слуцкий

  1. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука; пессимистичен только дилетантизм).
  2. Не забывайте самого главного: дети – существа парадоксальные, алогичные (взрослые тоже).
  3. Что правильно, что неправильно в общении, можно определить очень просто: верное решение то, которое противоположно нашим обыденным решениям.

«Рядовые необученные» не только путают объективное с субъективным, но и субъективное с объективным. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.

  1. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего: опытные учителя знают еще меньше вас, вы еще что-то помните, а они уже все давно забыли.
  2. Как общаться с родителями? Точно так же, как с детьми. Некоторые наивные люди советуются с родителями, читают им лекции и т. п. Не делайте таких глупостей. Помните: взрослые – это очень усталые дети. Исходите также из принципа: не родители должны воспитывать детей, а наоборот, дети – родителей.
  3. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным. И не рвитесь к карьере. Помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно.
  4. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми – все первое.
  5. Применяйте правило контрастов: если вы сначала дадите детям волю, а потом прижмете – они вас невзлюбят; если наоборот – сначала прижмете, а потом отпустите – они вам будут благодарны.
  6. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми. Умейте испытывать радость от встречи с ребенком. Унылых дети тихо ненавидят.
  7. Не торчите на глазах у детей без дела.
  8. Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.
  9. Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «В сомнении – воздерживайся».
  10. С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»
  11. Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.
  12. Постарайтесь всеми возможными способами узнать о ваших детях всю подноготную: как они учились, как жили, какими были раньше, буквально с пеленок. Это потом обязательно поможет вам делать педагогический анализ.
  13. Не смущайтесь своими ошибками. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети очень снисходительны к взрослым. А кроме того, если вам не удалось воспитать ваших детей, значит, им удалось воспитать вас.
  14. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, это и сказать нельзя».
  15. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Помните: думать – ваша главная обязанность.
  16. Умейте быть детьми. Играйте с детьми, дурачьтесь, прыгайте и скачите. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.

А теперь две самые последние цитаты.

«Учитель – будь человеком!» (П. П. Блонский).

«Не пищать!» (А. С. Макаренко).